Немецкий след на ивановском асфальте

20 апреля 2004
Немецкий след на ивановском асфальте

Исполнилось пять лет ивановскому Центру социальной поддержки безнадзорных детей и подростков.


Открой себя, творя добро!

«С ДНЁМ рождения, Центр!» – вот уже в четвёртый раз этот плакат, изготовленный руками юных юбиляров, развернулся во всю стену самой большой их комнаты, где возбуждённо галдела до отказа забившая её детвора. Праздник получился, как всегда, радостным и щедрым. Стихи, песни, танцы в исполнении воспитанников Центра. Тёплые приветственные слова в адрес ребят, их воспитателей, добрые напутствия и пожелания от представителей многих ведомств и организаций – областной и Ивановской городской администраций, службы соцзащиты, областного и городского комитетов по делам молодёжи, Ивановского регионального немецкого общества и даже совсем негрозного в этот день Управления внутренних дел. И, конечно же, подарки: новенький магнитофон и картина с весёлым львом Бонифацием, куча коробок с тортами и шоколадом к праздничному ребячьему столу, а заодно – и чайный сервиз, бесплатные билеты в киноцентр «Современник». И даже такие маленькие, но назидательные сувениры для каждого, как нарядные книжные закладки (Пусть каждая эта ваша закладка погостит во многих-многих интересных книжках!).

И еще один сюрприз: денежный грант и диплом Лауреата областного конкурса молодёжных программ – за программу «Открой себя, творя добро!». Он был вручён Ивановской областной общественной организации христианской молодежи и семьи (ИМКА), директор которой Алексей Костяков по праву одного из «прародителей» Центра открывал торжество.

Конечно же, здесь незримо присутствовали и те, благодаря кому в огромной степени стало возможным рождение Центра, – наши друзья из немецкого города Ганновера, активисты-общественники, руководители столицы Нижней Саксонии и, в первую очередь, ганноверские граждане, вложившие свои добровольные пожертвования в благородное дело помощи ивановским детям.

…Пожалуй, и хватит о юбилейном событии. Оно ведь – только яркий знак, символ той многолетней, кропотливой работы множества людей, об истории, итогах и перспективах которой сегодня, наверное, и следует рассказать в первую очередь.

О рыбе и удочке

ИДЕЯ совместного российско-германского проекта «Дети улицы» («Strassenkinder») стала логическим развитием давних партнёрских связей, которые нарабатывались усилиями общественных организаций и властных структур в Иванове и Ганновере. Многим, например, памятны так называемые «десанты Вальтера Лутца», когда в самые трудные годы перестройки российскими военными самолетами-транспортниками или немецкими автофурами в областной центр доставлялись грузы гуманитарной помощи для ивановских детей и малоимущих семей – одежда, продовольствие, медикаменты. Все это добровольно собиралось гражданами Ганновера или закупалось на их пожертвования. Нынешний «германский автопарк» на ивановских улицах, медицинское оборудование в наших больницах, совместный «картофельный проект» (к сожалению, в последние годы оказавшийся на точке замерзания), материальная помощь сельским школам, интенсивный культурный, научный обмен – вот далеко не полный перечень акций в рамках большой программы. Делалось это под девизом «Помощь ради самопомощи». Помнится, на многих деловых встречах сторон часто звучала немецкая притча о том, что, накормив один раз голодного человека рыбой, в следующий раз следует дать ему удочку и научить, как ею пользоваться.

Закономерно, что следующим этапом стала разработка таких проектов, где при поддержке немецких партнёров нам предстояло переходить к самостоятельному решению наших проблем. Ярким примером как раз и явился проект «Дети улицы», предусматривающий открытие в Иванове Центра социальной поддержки безнадзорных детей и подростков.

Рассказывает Алексей КОСТЯКОВ: «Идея проекта родилась в 1998 году в результате переговоров Ивановского регионального немецкого общества (ИРНО), ИМКА, а также областного и городского комитетов по делам молодёжи с немецкой стороной. Благодаря этому «Круг друзей Иванова» в Ганновере, ганноверская ИМКА, а также церковь и управление полиции при личной поддержке обербургомистра Ганновера господина Герберта Шмальштига ежегодно организуют акции по сбору пожертвований граждан и организаций для финансирования основной части бюджета проекта.

Кроме того, ивановская ИМКА при содействии партнёров из Ганновера и Европейского Альянса YMCA сумела получить дополнительный грант на три года от английского фонда Y-Care International, что позволило расширить спектр оказываемых Центром услуг. Проект интересен не только участием международных партнёров, но и тем, насколько плодотворным может быть сотрудничество местных властей и некоммерческого сектора. В данном случае речь идет об ивановском городском управлении социальной защиты населения, предоставившем для реализации проекта здание с уже действующей инфраструктурой и взявшем на себя коммунальные расходы, и о нашей организации, отвечающей непосредственно за содержательную часть проекта. Приятно, что акт доброй воли ганноверцев нашел отклик в Иванове. Некоторые местные предприниматели и организации не остались в стороне от проблем подрастающего поколения, оказывая Центру посильную спонсорскую помощь продуктами питания, дешёвыми услугами, материалами».

Здесь мой дом

С МОМЕНТА открытия Центра в его стенах побывало около 2450 детей. Ежедневно здесь оказывают помощь в среднем сотне безнадзорных детей города. Для нас важно, чтобы наши воспитанники не чувствовали себя здесь гостями. Для них Центр давно уже стал вторым домом.

«Центр открыт с понедельника по субботу, – говорит его директор Наталья Исенина. – Ребята ежедневно получают горячие обеды, мы даём им возможность разнообразить свой досуг через участие в играх, различных кружках по интересам, познавательных викторинах. Кроме того, здесь проводятся коррекционно-педагогическая и психологическая работа, направленная на социальную адаптацию детей и подростков, им оказывается медико-санитарная помощь. Но, наряду с заботой со стороны сотрудников, существуют строгие правила и ответственность за все, что здесь происходит. Система поощрений и взысканий, кстати, разработана самими воспитанниками при участии педагогов.

Установление тёплых, доверительных отношений с так называемыми «социально запущенными» детьми повышает их уровень самооценки, способствует более высокой успеваемости в школе и осознанному отказу от асоциальных форм поведения».

За формулировкой «социально запущенные» – десятки и десятки сложных жизненных ситуаций, в которых уже успели оказаться эти мальчишки и девчонки, «контингент» Центра. 

Вот лишь несколько примеров.

…Соне скоро исполнится пятнадцать. В Центр социальной поддержки впервые девочку привела четыре года назад её учительница. Рассказала, что Соня живет с матерью-одиночкой, которая не имеет постоянного места работы, злоупотребляет спиртными напитками. Девочка была истощена, плохо одета, болела педикулёзом. Неохотно шла на контакт, была замкнута, скрытна. Было очевидно, что для неё самое важное – получить горячее питание. После обеда она собирала то, что не доели другие дети, чтобы иметь возможность поесть вечером.

Уже два года она прогуливала школу, неделями не ночевала дома, бродяжничала. Кроме того, выяснилось, что Соня – токсикоманка. Она была направлена к наркологу, прошла курс лечения в наркологическом диспансере.

Соня одна из самых «трудных» воспитанниц. Но социальные педагоги и учителя настойчиво ищут тропинки к её душе, чтобы изменить к лучшему её дальнейшую судьбу.

…Настя пришла в Центр в июле 1999 года. Воспитывалась она в неблагополучной семье, девочку никто не контролировал. Она прогуливала школу, училась плохо, без всякого интереса.

В Центре, однако, четырнадцатилетняя Настя проявила себя с другой стороны. Она стала активно участвовать во всех мероприятиях и даже помогать в их организации. Настя хорошо рисует, и в оформлении детских комнат по всем праздникам ей не было равных. Кроме того, она быстро находила контакт с младшими, помогала им готовить уроки, вовлекала в различные игры.

Сотрудники Центра постоянно поддерживали связь со школой, где училась Настя, дополнительно занимались с девочкой по школьным предметам. Настя окончила 9 классов, поступила в училище. Но по-прежнему часто приходит в Центр, во всем помогает воспитателям. По словам Насти, Центр – её второй дом.

…Косте тринадцать лет, он посещает Центр с августа 2000 года. Уже в три года мальчик остался сиротой и оказался в детском доме. Потом было оформлено опекунство, и он вернулся к своей бабушке.

Сейчас Костя учится в восьмом классе. Подросток проблемный, нервно возбудимый, из-за этого у него часто бывали конфликты с учителями и ровесниками. На контакт с социальными педагогами Костя пошел не сразу. Но сейчас между ними установились тёплые, открытые отношения. Благодаря этому прогулы прекратились, подросток стал более спокойным, доброжелательным. Для самого Кости очень важно посещать Центр: это единственное место, где он нашел понимание и поддержку у взрослых.

(Имена всех детей по понятным причинам изменены).

Иди с нами!

ЗА ПЯТЬ лет многое продвинулось в самой концепции российско-германского проекта, воплощённой в существовании Центра. От первоначальной задачи – дать голодным, безнадзорным ребятишкам хоть раз в день нормально поесть и обогреться – сотрудники Центра сделали существенный шаг к новой цели. Это, во-первых, построение воспитательной работы по системе «значимый взрослый», компенсируя тем самым отсутствие в большинстве семей воспитанников положительного примера, доверительных отношений, любви к ребёнку.

Это не означает, что такие семьи остаются вне сферы усилий социальных педагогов. Они настойчиво стремятся укреплять контакт с родителями «трудных» детей, подсказывать им, каким образом они сами сумели бы что-то изменить в себе, в своей жизни ради своих же мальчишек и девчонок.

В Центре стало постоянным проведение психологических тренингов, участвуя в которых дети обучаются навыкам общения и самопознания, умению выявлять свои сильные и слабые стороны, выходить из конфликтных ситуаций. Вот она, та самая психологическая «удочка», которая вручается маленькому человеку – с расчётом на то, что в будущем он сам добудет себе «рыбу».

В Центре считают очень важным (и это – одна из узловых задач ивановской организации ИМКА) «выращивать» из числа своих подопечных будущих молодёжных лидеров, которые, с малых лет хлебнув житейского лиха, скажут своим младшим братишкам и сестрёнкам: «Иди с нами – в другую, лучшую, интересную жизнь, где есть место для тебя, для твоих способностей, для доброты твоего сердца». Уже сформирована такая группа из выпускников и старших воспитанников, которая активно участвует в жизни Центра. Оказывает помощь в подготовке и проведении интеллектуальных викторин, культурно-массовых и спортивных мероприятиях. Помогает поддерживать порядок и дисциплину в здании и на территории Центра, осуществлять контроль над посещаемостью учебных заведений воспитанниками.

Забота о духовном здоровье неотделима от заботы о здоровье физическом, тем более если речь идет о слабых «цветках», произрастающих на уличном асфальте. В последние годы в Центре всё больше внимания уделяется спорту. Силами самих ребят оборудована площадка для игры в футбол, волейбол, организуются соревнования по этим видам спорта. И уже традиционными становятся летние походы «на природу» – прекрасный способ активного отдыха и оздоровления.

Но остаётся еще одна проблема. И о ней очень серьезно думают руководители организации ИМКА – и у нас, в Иванове, и в других странах, помогающим нам.

Jetzt wohin?

Наши друзья в Ганновере формулируют эту проблему цитатой из немецкого классика: «Jetzt wohin?» – «Куда теперь, куда дальше?». Совершенно ясно, что рано или поздно повзрослевший питомец Центра покинет его тёплые, добрые стены и встанет перед вопросом: к чему он в этой жизни может приложить руки? На повестку дня выдвигается задача не только психологической и нравственной реабилитации «детей улицы», но и их трудового воспитания.

Именно об этом, считает Алексей Костяков, и пойдет серьёзный разговор на предстоящей в конце апреля традиционной ежегодной рабочей встрече по совместному проекту в Ганновере.

Наша сторона уже подготовила ряд идей и предложений на этот счёт. Предлагается, к примеру, такая форма, как создание социальных комплексов при крупных промышленных предприятиях, где ребята могли бы лицом к лицу встретиться с конкретным производством, найти для себя живые образцы «значимых взрослых». С помощью городского и областного комитетов по делам молодёжи и ивановских вузов вполне реально организовать трудовой лагерь на базе одного из заброшенных бывших пионерских лагерей. 

Восстановлением и ремонтом их под внимательной опекой могли бы взять на себя сами ребята. В роли «старших», к примеру, – студенты, мастера и учащиеся профтехучилищ, ветераны славного в годы былые стройотрядовского движения, активисты из родительской когорты… А клубы по интересам, с трудовым уклоном, по месту жительства – разве это нереально?

…«Тёплый дом» – так давно называют детский Центр на улице Победы, отметивший свое пятилетие. Хочется верить, что появятся еще и другие подобные дома, не только «тёплые» и «добрые», но и дающие нашим юным, социально неустроенным сегодня согражданам шанс на достойное место в жизни, веру и надежду на которое они сегодня уже обретают.
 

Виктор СОКОЛОВ

«Ивановская газета», 20 апреля 2004 г.